СМИ развенчивают мифы, связанные с внедрением цифровых технологий, обратив внимание на то, что термин часто недооценивают или путают с другими понятиями. Таким образом, цифровизация, хотя и часто упоминается в различных кругах, часто остается недостаточно понятной для многих.
Цифровизация не ограничивается простым внедрением новых технологий, это процесс глубокой трансформации бизнесов, государственных учреждений и целых отраслей с использованием информационных технологий. Использование компьютеров, программ и других цифровых инструментов направлено на упрощение процессов, повышение эффективности и создание новых продуктов и услуг. Цифровизация отражает современный образ жизни и работы.
Мифы о цифровизации возникают из-за непонимания преимуществ, которые она предоставляет, и каким образом может изменить жизнь людей.
Многие люди испытывают страх перед изменениями в своей жизни. Новый уровень цифровизации вызывает у них тревогу и беспокойство. Однако, реальность заключается в том, что цифровизация представляет собой нечто конкретное и применимое к практическим задачам. Миф о том, что цифровизация является чем-то абстрактным и недоступным для простых задач, основан на недостоверной информации. Введение цифровых технологий и автоматизация не являются отдельной сферой, а скорее инструментом, который можно применять в различных областях.
В интервью журналистам Мария Михайлова рассказала, что идея противопоставлять цифровизацию уборки снега городу и цифровизацию — неверна. Цифровые технологии могут быть использованы для создания системы управления уборкой снега, которая будет анализировать данные о погоде, количестве снега, расположении уборочной техники и автоматически определять оптимальный маршрут для уборки. Это позволит решить множество конкретных задач и улучшить качество жизни, что опровергает миф о том, что IT-продукты заменяют людей.
Цифровизация не призвана заменить работников, а скорее упростить их труд. IT-системы не лишают людей работы, а вместо этого автоматизируют повседневные операции, таким образом освобождая специалистов для более сложных и творческих задач. Профессии не исчезают, а претерпевают изменения. Например, бухгалтер сможет использовать IT-систему для автоматизации части задач и сконцентрироваться на анализе финансовых данных, поиске новых инвестиционных возможностей и разработке стратегии развития компании. Журналист может делегировать нейросети подготовку черновика, а дворник станет оператором робота-уборщика.
На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде президент группы компаний «Максима» Борис Вольпе подчеркнул, что ключевой задачей является улучшение процессов получения услуг, а не их замена. Он высказал мнение, что обучение искусственного интеллекта через взаимодействие с человеком позволяет как человеку, так и машине развиваться. Подсказки поступают в живое сознание, в то время как искусственный интеллект анализирует решения, изучает варианты и запоминает операции.
Цифровизация не является случайным событием, а непрерывным процессом. Постоянное развитие технологий приводит к появлению новых инструментов и решений. Например, необходимо сделать документооборот электронным в большинстве сфер, это не про замену реальных докторов на телемедицину или роботов и ИИ в качестве преподавателей — это скорее что-то из ужасных фантастических фильмов об апокалипсисе. Мария Михайлова уверена в этом.
Для того чтобы сохранить свою конкурентоспособность, компании должны постоянно обновлять свои IT-системы и внедрять новые технологии. Например, компания, которая использовала систему управления запасами давно, может обнаружить, что она уже устарела. В таких ситуациях предприятию необходимо либо обновить текущую систему, либо внедрить новую, более современную.
Михайлова отмечает, что цифровые платформы – это не статичные объекты, а живые организмы, требующие постоянного внимания и развития. Важно не только управлять платформой, но и постоянно совершенствовать ее, учитывая обратную связь от пользователей. Только в этом случае сервис будет качественным и сможет эффективно выполнять поставленные задачи.
Цифровизация доступна компаниям любого размера. Главное — правильно подобрать IT-решение, соответствующее целям и задачам бизнеса. Маленькие компании могут использовать доступные и простые решения для автоматизации своих процессов. Например, небольшой магазин может внедрить онлайн-кассу для упрощения расчетов с клиентами, а ИП может создать интернет-страницу для принятия заказов и привлечения клиентов. Также, пекарня может присоединиться к готовой платформе для доставки товаров и т.д.
Цифровизация необходима для всех предприятий, но не все руководства торопятся ее внедрять. Особенно это относится к успешным компаниям, которые ошибочно считают, что если все работает, то изменения не нужны. Именно поэтому новички и убыточные бизнесы имеют больше возможностей для мощного прорыва через автоматизацию.
Мир меняется под воздействием цифровизации, и это не страшно, а даже захватывающе. Основной принцип – не просто внедрять новые технологии, а создавать стратегию, которая поможет достичь поставленных целей. Перед нами целый мир возможностей, где изменения – это не угроза, а средство для роста и развития.