ИнвестицииНовости

Евгений Ренге рассказал о перспективах угольной промышленности России

К 2050 году РФ готовится занять четверть мирового угольного рынка – в июле текущего года об этом рассказал директор департамента угольной промышленности Минэнерго РФ Пётр Бобылев. Сейчас эта цифра равна 18% при том, что в начале августа начинают работать некоторые пункты пятого пакета санкций Евросоюза. Что именно ожидает отечественную угольную промышленность и сбудется ли оптимистичный прогноз?

Соответственно определённым пунктам пятого пакета санкций, в августе ЕС вводит эмбарго на российский уголь. По итогам 2021 года можно говорить о запрете экспорта 50 млн. тонн продукции в год, в том числе о 3,7 млн. тонн антрацита, который остро необходим Европе для нужд промышленности.

Скидки, как преимущество

Минэнерго полагает, что к концу текущего года добыча угля в стране упадёт на 17%, а его экспорт – на 30%. Сбудется ли этот негативный прогноз, зависит теперь от того, насколько оперативно Россия переориентируется на экспорт в Китай, Индию, Турцию и пр.

Как сообщил Евгений Ренге, в этих странах система импорта угля уже состоялась, поэтому для того, чтобы склонить покупателей в свою пользу, российским поставщикам придётся предложить им значительную скидку. На некоторых рынках этот процесс уже идёт, и, по данным Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ», дисконт составляет около 30% от среднемировых значений.

Что касается ЕС, то в данной ситуации уголь для стран Европы только дорожает, ведь они вынуждены покупать его у множества поставщиков, разбросанных по всему миру. А в регионах, с которыми собирается наладить торговлю РФ, уголь скорее всего подешевеет в связи с избытком предложения.

Ситуация на рынке нефти аналогична. Иран пытается переиграть дешёвое предложение по нефти из России и снижает цены на своё сырьё, поставляемое в Поднебесную. На рынке угля похожим образом могут начать действовать Индонезия и Австралия.

Доставка на Восток

Но избыток дешёвого предложения ещё предстоит обеспечить, и это не так просто. Относительно рентабельная транспортировка возможна только морем или по железным дорогам.

Тем временем нагрузка на «Транссиб» и БАМ слишком велика. Этому способствует и увеличившийся товарооборот с восточными странами, в частности, с Китаем. Грузоотправителям в последние месяцы приходится буквально сражаться за возможность отправить товар железнодорожным транспортом.

Комиссией «Энергетика» при Госсовете было рекомендовано вовсе приостановить контейнерный транзит по «Транссибу» и БАМ до отмены санкций. Поскольку транзит груза даёт гораздо меньшую прибыль, чем экспорт сырья – и приходится расставлять приоритеты. Такое же предложение внёс и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

Увеличить пропускную способность железных дорог – дело непростое и небыстрое. Модернизация БАМ идёт уже несколько лет, но закончится она нескоро.

Участники угольной промышленности предложили правительству увеличить перевалочные мощности на Амуре – это позволило бы компенсировать недостаток пропускной способности БАМ. Использование речных барж поможет увеличить экспорт угля.

Плюсом могло бы стать строительство терминала в порту Николаевска-на-Амуре – для организации перегрузки угля с барж на балкеры, которые продолжат транспортировать уголь уже на море. Однако у России пока нет судов такого типа, а их постройка займёт годы.

Давление на рентабельность перевозок угля оказывает ещё и тот факт, что российские воды признаны внешними страховщиками как «зона повышенного риска». Это увеличивает стоимость перевозок в 3-4 раза. К тому же ЕС намеревается запретить страхование нефтяных судов, движущихся из РФ, и, вполне возможно, что подобное правило ожидает и транспорт с углём.

Все эти проблемы, разумеется, не смогут остановить торговлю углём, но всё же они усложняют выполнение целей по его увеличению. Отрасли в самое ближайшее время необходима гос. поддержка.

Вопрос оплаты

Следующая сложность – платежи в условиях финансовых санкций. Осуществлять расчёты в долларах невозможно, и поэтому экспортёры ищут возможность рассчитываться в национальных валютах.

К примеру, уже прошедшей весной в Китай отправился первый оплаченный в юанях отечественный уголь. Так же проводится оплата в индийских рупиях и дирхамах ОАЭ.

Можно с уверенностью сказать, что возникшие трудности с платежами не повлияют на российский экспорт так, как на это рассчитывали авторы санкций. Переход на новые расчёты произошёл быстро, и в будущем эту область ожидает только оптимизация и включение в спектр новых валют.

Обезвреженный ESG

Продвижение «зелёной повестки» и практики ответственного инвестирования (ESG) грозили ударить по добыче угля в самом недавнем прошлом. Причём лидерами этого движения стали главные импортёры российского сырья. К 2025 году внешние аналитики предсказывали значительное снижение угольной электрогенерации в мире.

Но теперь всё изменилось. Безумный рост цен на газ и нефть способствовал возрождению угольной промышленности. Всё началось после пандемии, когда страны мира задумались о восстановлении экономик. Санкции только подтолкнули этот процесс к ускорению.

В текущих условиях спрос на уголь растёт, и максимальная его доля в энергобалансе видна как раз в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что российские экспортёры могут не беспокоиться об угрозах глобального закрытия угольных электростанций.

Взгляд в будущее

Евгений Ренге отметил, что к сожалению, сделать прогноз конкретных результатов работы отрасли в текущем году невозможно. Оглянувшись назад, можно найти пример Австралии, которой пришлось переориентировать огромные потоки угля на новые рынки после запрета на импорт этого сырья, наложенного Китаем в конце 2020 года. Австралия смогла сделать это примерно за год.

Но для России данный срок вряд ли осуществим, поскольку сохранить объёмы экспорта мешает недостаточная проходимость логистической инфраструктуры на нужных направлениях.

В настоящее время появилась возможность экспортировать даже больше угля, чем закупал раньше ЕС. Но для этого государству необходимо всерьёз заняться расширением Восточного полигона и строительством флота балкерных судов. Это займёт время, но только такие меры позволят говорить о расширении экспорта угля в будущем.

Евгений Ренге

Комментарии закрыты!
Кнопка «Наверх»